Путешествие по Дагестану

часть II

Начало – часть I: Планирование маршрута, жилье, опоздание на рейс
Далее – часть III: Этнодом в Чиркате, Сулакский каньон, Главрыба, Сарыкум, Махачкала, Каспийск
-5-
Мы направились в сторону Буйнакска, проехали сквозь Гимринский хребет (который, как пишут в Википедии, “протягивается на 65 км вдоль рек Аварское Койсу и Сулак, к которым обрывается крутой стеной”) по самому длинному тоннелю на территории бывшего СССР – 4303 м – и направились к Ирганайскому водохранилищу.
По дороге ненадолго остановились у Гимринской башни – знакового места времен Кавказской войны.
-6-
В Ирганайском водохранилище (как и в остальных водоемах, которые мы видели) воды было совсем немного, но для впечатления нам хватило.
-7-
Мы продолжили путь вверх по течению Аварского Койсу. Пошел дождь, и Ахмед включил нам красивое чтение Корана, а за окном то и дело проносились неземные пейзажи. Незабываемо.
Я рассказала, как в детстве лежала в больнице, в палате на шестерых, и однажды ночью была сильная гроза, гремел гром, и, видимо, ветер бил ветками по глухой стене нашей палаты, но нам казалось, как будто кто-то страшный скребется с той стороны (это был, кажется, третий этаж). И одна из девочек начала молиться и всех нас научила повторять: "Бисмилляхи-рахмани-рахим...".
– Вот как хорошо у тебя получается "раХим", не у всех так получится, – обрадовался Ахмед.
-8-
Следующая остановка – Салтинский подземный водопад. Собственно, водопада мы не застали – нет воды. Но и без нее место очень интересное.
-9-
Гунибский район и само село Гуниб (высота около 1200 м).
-10-
Дорога в Голотль и наш первый дом в горах – с радушными хозяевами, вкусной едой, горячей водой и душевой с подогреваемым полом, быстрым интернетом и прекрасным видом из окон. Санузел на этаже, но рядом и фактически в личном пользовании, так как, кроме нас, гостей не было. Чистота идеальная.
-11-
Наступило воскресенье, и около 10:00 мы выдвинулись к Карадахской теснине – это ущелье, являющееся частью русла реки Квартах, которая “оживает” во время дождей.
Информация из Википедии:
На бортах теснины можно наблюдать следы грязевых потоков на высоте 5-6 м выше дна теснины. Посещать теснину надо в строго определенное время с соблюдением правил безопасности.
Глубина вреза участков теснины — 30 м для внешнего, 15 м для центрального и 80 м для внутреннего участка. Стены теснины местами сужаются до 2-4 метров.
От Голотля до теснины 20 минут на машине, дальше надо идти пешком. И вертеть головой, пытаясь охватить всю красоту на 360°.
К новому туристическому сезону здесь проложили металлические дорожки, лестницы и развесили мостики.
Внутри довольно скользко, но воды мало. Здесь я порадовалась, что специально к поездке купила нам обеим треккинговые кроссовки (правда, Алисины Columbia пару раз все же скользили).
Когда мы дошли до небольшого подъема по приставной лестнице, Ахмед сказал, что дальше ничего интересного, но тут в разговор включился незнакомый мужчина: “Там есть водопад! Идите, посмотрите!” Пришлось лезть. Водопад бы хиленький, но мы не пожалели – там наверху были классные собаки – Алисино главное впечатление от теснины.
-12-
По логистике в этот день хорошо ложились Кахиб и Гоор, но Ахмед рекомендовал пропустить их и из теснины сразу ехать в Хунзах, потому что иначе мы рискуем не успеть увидеть более интересное. И я ему очень благодарна за то, как он прочувствовал Алисину шкалу утомляемости и безошибочно корректировал маршрут. Так мы направились в Хунзах – через Гоцатлинское водохранилище.
-13-
Хунзах расположен на одноименном плато, высота которого над уровнем моря колеблется между 1700 и 2000 м. На основной местной смотровой площадке две речки: Тобот и Итлятляр – несутся водопадами с плато. Ландшафт здесь умопомрачительный, а эти домики, ютящиеся у обрыва…
Пока я наслаждалась ощущением момента, Алиса впервые держала на руках козленка.
По дороге из Хунзаха в Матлас Ахмед завез нас в кафе “Обед в горах”. В основном зале все было забронировано, нас проводили на веранду – и там был замечательный пасторальный панорамный вид. Кормили комплексным обедом за 600 рублей с человека, и, когда я сфоткала стол, думая, что уж теперь-то все принесли, принесли еще. И, хотя все было очень вкусно, мы не справились и захватили остатки с собой.
-14-
При планировании Матлас был для меня локацией второй степени важности, но Ахмед убедил заехать, и мы не пожалели!
Здесь нас ожидал сюрприз, и мы совершенно спонтанно впервые сели в седло и прокатились на лошадях, да еще в таком потрясающем сеттинге, это было что-то нереальное.
Потом мы пошли посмотреть, работает ли зиплайн, и парень, который нам предоставил коней, прискакал на резвом молодом жеребце, которого объезжал, – было зрелищно.
-15-
Тут же неподалеку находится памятник Льву Толстому и Хаджи-Мурату, герою одноименной повести.
И еще водопады и теснина под названием Матласская каменная чаша.
-16-
В 15:00 мы выехали в направлении Чиркаты – места нашей следующей ночевки. Ахмед поехал вокруг, по хорошей дороге, и по пути остановился у придорожного киоска на берегу Ирганайского водохранилища, чтобы я попробовала кофе с урбечом. Хозяин предложил урбеч из конопли или ассорти из миндаля, кешью и еще какого-то ореха и протянул мне банку с остатками на пробу. И вот я стою у шоссе, соскребаю вкусную пасту со стенок пустой банки и пытаюсь переварить ошеломительные впечатления этого дня.
Выбрала ассорти, кофе интересный получился – не на каждый раз, но очень даже.
Подъезжали к Чиркате через Ахульго: плюс еще один потрясающий вид в копилку.
Начало – часть I
Планирование маршрута, жилье, опоздание на рейс