Путешествие по Дагестану

часть I

Изображение в заголовке © Google
Часть IIГимры, Ирганайское водохранилище, Салтинский водопад, Гуниб, Голотль, Карадахская теснина, Хунзах, Матлас
Часть III: Этнодом в Чиркате, Сулакский каньон, Главрыба, Сарыкум, Махачкала, Каспийск
-1-
Идея
Все началось с того, что в начале марта этого (2023) года я решила апостилировать свои документы о высшем образовании и поняла, насколько недальновидно было своевременно не исправить в них ошибку в моей фамилии.
Училась я в Дагестанском государственном университете на факультете иностранных языков (ФИЯ) и со второго курса – еще и заочно на финансово-экономическом (ФЭФ). Так сложилось, что мою девичью фамилию почти все вокруг произносили неправильно: заменяя Ш на Щ, со временем я подустала исправлять и привыкла. В итоге во вкладыше диплома ФИЯ фамилия правильная (видимо, потому что он заполнялся на факультете, а там я была староста курса, и мою фамилию знали как надо), а в обоих дипломах и вкладыше ФЭФ – через Щ. Раньше это не вызывало проблем, но пытаться апостилировать с ошибкой – плохая идея, так что я написала на эл. почту ДГУ, разузнала процедуру исправления и выслала им скан-копии всех необходимых документов.
Получать дубликаты нужно было либо лично, либо по доверенности; сначала я попыталась поручить это Марату – единственному знакомому в Махачкале, с которым худо-бедно поддерживаю связь (мы учились на ФИЯ на разных курсах), но потом призадумалась.У дочери с 8 по 16 апреля каникулы, в Дагестане это уже период цветения плодовых деревьев, было бы круто посетить туристические локации в республике, на которые я заглядывалась в фотоотчетах знакомых, и показать все это Алисе. В детстве (в 80-е и в начале 90-х) мы с дедом регулярно ездили в горы недалеко от Махачкалы: Талги, Агачаул, а еще на рыбалку на речку Кривая Балка, но потом в горах стало неспокойно из-за чеченских войн, и ездить перестали даже туда. Так и получилось, что, прожив в Махачкале 25 лет, я не побывала в самых красивых местах.
Планирование маршрута
Первым делом я поспрашивала у знакомых, с кем они ездили по Дагестану, поизучала программы и цены и поняла, что мои запросы не соответствуют моему  бюджету. Тогда я обратилась к родителям за блатом, и они меня связали со своим хорошим знакомым по имени Абдусалам, который организует туры по Дагестану. Ему я писала уже с примерным маршрутом, который подготовила таким образом:
1) выписала из чужих туров локации, посмотрела их фото в интернете, выбрала must-see и отметила на карте Яндекса:

Карта  © Яндекс

2) построила в тех же картах автомобильные маршруты между разными локациями и выписала в табличку расстояния и время в пути,
3) узнала примерное время захода солнца в Дагестане в нужный период, чтобы суммарное время в дороге и на локациях соотносить со световым днем (кроме того, мы ехали в месяц Рамадан, когда мусульмане строго соблюдают пост в светлое время суток, а сразу после заката начинается ифтар – вечерний прием пищи после дня голода),
4) посчитала разные варианты логистики и пришла к версии маршрута, которую отправила Абдусаламу с припиской, что это программа-максимум и я подозреваю, что она не совсем реалистичная, так что на месте мы будем полагаться на его корректировки – с учетом того, что Алиса не очень выносливая.
На тот момент наивысший приоритет был у задачи о дипломах, и поэтому я хотела в самом начале поездки решить именно ее: прилететь в воскресенье/понедельник (9/10 апреля), недорого переночевать где-нибудь в Махачкале, на следующий день сходить в ректорат (там прием в будни с 13:00 до 16:00), получить документы и со спокойной душой стартовать в горы. Но выяснилось, что 12 апреля к Абдусаламу приезжает большая группа туристов, и мне надо подвинуть свои планы, чтобы успеть до нее. Также он предложил пару изменений и ночевки в селе Гуниб на турбазе и в селе Голотль в гостевом доме его друзей. Тогда концепция с приоритетом ДГУ изменилась, и я решила прилететь днем, сразу из аэропорта поехать в Гуниб и ночевать там. А чтобы в ректорате не было неожиданностей, попросила заблаговременно прислать мне на вычитку фото новых документов, что и было сделано.
Стала смотреть авиабилеты:
1) с вылетом не слишком рано – чтобы не очень мучать ребенка, но и не слишком поздно – чтобы засветло приехать на турбазу,
2) с ручной кладью максимального размера, т. к. хотела взять маленький чемодан (в основном потому что брала с собой тяжелый небулайзер – на случай, если в дороге обострится Алисина астма),
3) желательно из Шереметьево (близко),
4) в нижней ценовой категории.
Я визуал, поэтому сделала очередную табличку с шорт-листом рейсов (NordStar, Победа и Уральские авиалинии) и отметила все положительные и отрицательные параметры зеленым и красным цветами – так выбор стал очевиден в пользу Уральских авиалиний: неприятность в виде Домодедово компенсировали время вылета 12:50, размер ручной клади 55x40x20 (10 кг) и цена туда-оратно на двоих 28500 (с выбором мест и питанием). Вообще когда я только начинала заниматься билетами, у S7 был вариант гораздо дешевле, но на момент покупки цены у остальных перелетов были примерно такие же.
С учетом всех правок и выбранных билетов, маршрут выглядел так:
1️⃣ День 1 – 07.04.23 пт
Перелет Москва-Махачкала (прилет 15:40), переезд в Гуниб (дорога 2,5 ч), заселение в гостиницу (турбаза "Орлиное гнездо")
Отдых, прогулка по Гунибу, ночевка (закат около 18:30)

2️⃣ День 2 – 08.04.23 сб
Гуниб
Салтинский водопад (дорога 30 мин)
Чохские террасы (дорога от водопада 45 мин)
Согратль (дорога от Чоха 25 мин), обед
Карадахская теснина (дорога от Согратля 1 ч 10 мин)
Голотль (дорога от К. теснины 20 мин)

3️⃣ День 3 – 09.04.23 вс
Из Голотля:
Гоор (дорога 45 мин)
Кахиб (дорога 15 мин)
Хунзах (дорога 1,5 ч)
Матлас (дорога 20 мин)
❓Чирката: этнодом Мирида (дорога 1,5 ч через Тлох или 2 ч через Ирганайское вдхр)
ИЛИ
❓Шамилькала: гостевой дом на Ирганайском вдхр (2 ч через Чиркату или 1,5 ч через Хунзах)
Отдых, ночевка (проживание и питание гида бесплатно)

4️⃣ День 4 – 10.04.23 пн
Из Чиркаты/Шамилькалы:
Чиркейская ГЭС (дорога 1,5 ч)
Сулакский каньон сверху
? Сулакский каньон на катере (Зубутли?)
Главрыба (дорога 20 мин)
Бархан Сарыкум (дорога 1 ч)
Махачкала (дорога 1 ч), заселение в квартиру

5️⃣ День 5 – 11.04.23 вт
Махачкала: музеи, пляж
13:00-16:00 ректорат ДГУ (должно занять не больше 1 часа в этом промежутке)

6️⃣ День 6 – 12.04.23 ср
Выезд в Каспийск, прогулка по берегу
Выезд в аэропорт

Жилье
В Махачкале я искала квартиры на Авито. Вернее, начала я с гостиниц, но там все было недешево и при этом уныло, и я решила попытать счастья с квартирами в надежде за те же деньги найти более интересные варианты (и не ошиблась). В первой версии маршрута мне нужен был дешевый приличный вариант для ночевки, но в финальной мы должны были уже вернуться из горной части – уставшие, и тут уже необходимо другое размещение – максимально комфортное, радующее, желательно с красивым видом на море или хотя бы на город и горы, и не на 1 ночь, а минимум 2.
На Авито я тоже сделала шорт-лист и в “финал” вышли две квартиры (фото ниже – из объявлений):

Я склонялась к первой, но спросила Алису, куда ей хочется больше. Ей тоже очень понравились обе, но арт и вид на море ее пленили, так что первая победила.
В горах же размещение я смотрела еще до этого и не на Авито, а на карте – поиском по словам “гостиница”, “гостевой дом”, “турбаза”, “база отдыха” и просмотром картинок и отзывов. Так я набрела на этнодом “Мирида” в аварском селе Чирката: фотки в Яндексе – любовь с первого взгляда, в отзывах гости восторженно поют об участии в приготовлении лепешек и доении коровы… короче, нельзя пройти мимо.

Фотогалерея из Яндекс.Карт

Итак, у нас снова наметился финал.
Абдусалам пытался меня отговорить от этнодома – например, удобствами во дворе, но я все равно спросила Алису, какой вариант ей больше по душе, получила информированное согласие на “Мириду” и мягко настояла на включении этой локации.
В целом маршрут был готов, билеты куплены, размещение забронировано, но за несколько дней у Абдусалама случился семейный форс-мажор, и он нас передал другому гиду (но в течение всей поездки он мне звонил и проверял, все ли в порядке). Я наладила контакт с нашим новым проводником Ахмедом, и день вылета начался идеально: накануне я прошла онлайн-регистрацию и успела собраться, такси приехало вовремя, мы успели к отправлению нужного аэроэкспресса, прибыли заранее в аэропорт, прошли все проверки и... идеально до тех пор, пока по пути к гейту мы не свернули в пиццерию...
-2-
Откровенно говоря, я тупанула и слишком расслабилась, поэтому в пиццерии мы как-то засиделись, после нее еще по очереди сходили в туалет и, видимо, на него потратили 9 минут, на которые в итоге опоздали к гейту. Автобус нашего рейса еще стоял у выхода, но выпустить нас отказались. Пришлось позорно вернуться и срочно адаптироваться к ситуации. На стойке авиакомпании я узнала, что можно либо перенести вылет на сутки с доплатой около 10 тыс. р., либо просто сделать пометку, чтобы обратные билеты не аннулировали, и искать другие варианты вылета. Я стала смотреть, что еще летит сегодня: был рейс из Шереметьево, успеть к которому не было шансов, и другой – из Внуково в 21:35.
Хотелось избежать поспешных неправильных решений, так что, получив все новые вводные, мы вышли на воздух и уселись на скамейке. Опять у нас два варианта:
1) Можно за 10 тыс. полететь завтра, но это минус целый день и опять ездить по Москве туда-сюда.
2) А можно за 20+ улететь сегодня, заменить ночевку в Гунибе на Махачкалу или даже лучше Каспийск (он в 10 минутах от аэропорта) и дальше нагнать программу с минимумом изменений.
В общем, немного заземлившись, я взяла билеты на вечер, мы поехали  на такси во Внуково и несколько следующих часов провели там.
Посадка теперь у нас была ночная – 00:45, и мне было неловко гонять Ахмеда в аэропорт ради 15-минутного трансфера, поэтому я нашла на Авито квартиру в Каспийске и узнала у хозяйки номер надежного каспийского такси. На выдаче багажа я его вызвала, и через три минуты он уже был на месте: бестолковый дядька на старой маленькой машинке без ремней на заднем сиденьи.
-3-
Квартира в Каспийске была характерная, я такое не люблю, но Алиса заинтересовалась. Из плюсов: вроде прилично, готовы заселить ночью, цена  2500, по описанию казалось неплохим предложением.
Когда мы приехали, выяснилось, что "жили квартиранты-молодожены, сделали перестановку: спрятали кровать за шкаф", а также "сломали провода, поэтому нет вай-фая и ТВ". Золоченые ручки у мебельных ящиков местами отсутствовали, вся мебель (кроме кухни) напоминала потемкинские деревни, по периметру ванны грибок, но мы же только переночевать, да?
С утра добавилось еще одно открытие: температура воды в душе регулируется каким-то генератором случайных чисел, оперирующим множеством натуральных чисел от 23 до 36. Зато взбодрилась! Кое-как помывшись, я обыскала все ящики и не обнаружила фена.
Открыла Яндекс.карты, чтобы посмотреть, где можно позавтракать, и сразу увидела цель: кондитерскую напротив дома, через шоссе.

Скриншот Яндекс.Карт

-4-
И вот наконец начинается прекрасная часть путешествия – с завтрака в этом изящном месте, откуда мы сразу отправились в горы с Ахмедом, приехавшим за нами к 11:00.
Далее – часть II
Гимры, Ирганайское водохранилище, Салтинский водопад, Гуниб, Голотль, Карадахская теснина, Хунзах, Матлас